Индивидуальные занятия по ИЗО Начало О руководителе Наши юные художники Наши работы Рисуем OnLine Расписание занятий Книга отзывов Учимся рисовать


Что такое искусство?


Искусство дает нам особый способ познания мира. Никакое достаточно глубокое мировоззрение не может быть полностью выражено в наукообразной форме и поэтому для своего выражения обязательно требует художественных методов. Искусство помогает познать такие стороны действительности, которые недоступны чисто рациональным методам, «убивающим» живое течение жизни. Леонардо да Винчи, сочетавший в себе одновременно художника и ученого и являвшийся ярким примером целостной гениальной личности, не делал существенного различия между художественным и научным методами и прямо утверждал, что живопись является «истинной философией природы». Философия искусства есть наука обо всем в форме или потенции искусства.

Среди философско-методологических критериев, используемых при построении научных теорий, важное место заняли критерии эстетические (совершенство, симметрия, изящество, гармония теоретических построений и т.д.) Научная теория только тогда отражает физическую реальность, когда обладает внутренним совершенством - простотой и изяществом исходных принципов.

Философия пронизывает все этапы и «слои» интуитивного познания как в науке, так и в искусстве.

Задача философии состоит в создании единого целостного мировоззрения, единого учения о мире и человеке, о наиболее общих законах любого изменения и развития, о взаимоотношении субъекта и объекта в процессе познания и практической деятельности. Методы философского познания являются в основе своей научными, рациональными. В отличие от философии искусство не претендует на построение столь же глобальной рациональной картины мира. Оно вовсе не имеет целью сформулировать свое особое учение об объекте и субъекте или об универсальных законах движения. Даже идеи добра и красоты формулируются в общем виде не в искусстве, а в этике и эстетике, то есть в системе философского знания. Художественная картина мира выражает не только мир внеличного бытия, но также и эмоциональное отношение человека к миру и к другим людям, преломляющееся в системе художественных образов.

Философия призвана разрешить диалектическое противоречие между теорией и практикой, идеей и реальностью, общими универсальными принципами и ограниченным опытом человека. Искусство призвано разрешить диалектическое по своей природе противоречие между идеалом и жизнью. Отсюда видно, сколь тесно переплетаются социально-психологические функции искусства и философии.

Философия влияет на художественное творчество главным образом через посредство элементов художественной картины мира, формирующихся в сознании, а отчасти и в подсознании художника.

Возникновение художественной картины мира есть только первая стадия объективации мироощущения, во многом контролируемая философским мировоззрением того или иного автора. Именно поэтому содержание художественного произведения, система художественных образов всегда имеют определенное философское звучание. Достоинство художника заключается в его умении воспроизводить явления жизни, проникая в их сущность и вместе с тем проявляя свою неповторимую творческую индивидуальность, высказывая свою субъективную оценку изображаемого. Конечно, при этом субъект творчества только тогда достигнет положительных результатов, когда его стремления не противоречат закономерностям действительности и реально существующим законам творчества.

В искусстве философия играет в некоторой мере роль отбора плодотворных художественных идей. Диалектика творчества такова, что качественное богатство как формы, так и содержания часто рождается именно из ограничений. Увидеть мир таким, каков он на самом деле, можно только через призму субъективности (фантазии, творческого преобразования объекта и т.д.).

Творчество протекает в условиях резкого дефицита осознанной информации. Художник далеко не всегда осознает все связи и опосредования, присущие его потоку сознания; не имеет он полной информации и о предметах внешнего мира, служащих для объективации мироощущения.

Философское мировоззрение предстает в произведениях искусства не в чистом виде, а только будучи преломленным через мироощущение художника. Специфика искусства состоит именно в том, что, отражая окружающую жизнь, оно выражает одновременно и эмоциональное отношение человечества к миру.

Эстетическое воспитание должно подготовить перципиента к тому, что в процессах восприятия художественных произведений он должен уметь, прежде всего, улавливать те структурные преобразования изображаемого, которые имели место ранее в воображении художника и путь к которым указан им в его произведениях (сюжет, техника исполнения, отбор материала, ограничения и т.п.).

В подавляющем большинстве случаев видение мира истинным художником носит не созерцательный, а творческий, конструктивный характер. Сам художник видит мир более многогранно, заставляя и перципиента смотреть на него со своей точки зрения, и тем самым побуждает его к активной духовной деятельности. Художник прямо требует от воспринимающего заново сконструировать в своем воображении тот, повседневно привычный для него объект, который он привык видеть совершенно иначе, то есть заставляет изменить взгляд на него, предлагая как бы заглянуть «вовнутрь», увидеть то, что, казалось бы, невозможно увидеть в нем в данной ситуации.

«Исследовать - это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто» (А. Сент-Дьердьи. Биоэнергетика. М., 1952, с.3).

Художественный образ - это некое синтетическое целое, включающее в себя сложную систему отношений между ощущениями, эмоциями и переживаниями, локализованными в перцептуальном времени и пространстве. При этом подвижность отношений на уровне перцептуального пространства и времени гораздо выше, чем на уровне реального (физического) пространства и времени, где действуют законы природы.

Одна из целей искусства состоит в том, чтобы более или менее адекватно отразить изменения в обществе и человеке в процессе объективной исторической практики, выразить типичное мироощущение той или иной эпохи. Искусство фиксирует сдвиги в духовном мире человечества, которые порождаются, например, спецификой научно-технической революции в современном индустриальном обществе. При этом искусство не просто отражает изменение в общественных отношениях и в человеке как биосоциальном существе, но выявляет, прежде всего, особенности эмоционального климата, вызываемого общественными преобразованиями.

Социальные аспекты произведения искусства существуют не сами по себе, а в неразрывном единстве с тем мироощущением, которое порождается именно этими аспектами. Наличие у перципиента высокой философской культуры создает благоприятную почву для восприятия и правильной оценки всего многообразия художественно оформленных мироощущений.

Живопись - одна из высокоразвитых форм человеческого труда. Художнику нужны не только навыки и сноровка, но и большие и глубокие теоретические знания. Делакруа как-то сказал, что художнику нужно много знать и уметь, чтобы написать хорошую голову. Но и знаний теоретических дисциплин, непосредственно связанных с процессом живописи, еще недостаточно настоящему художнику. В эпоху Возрождения художника называли демиургом (творцом). Альбрехт Дюрер говорил, что первым идет Бог, вторым - художник. Художнику нужно знать и понимать цели творчества. Для этого он должен быть еще и философом, мыслителем, если не желает остаться ремесленником.




Дизайн-студия Art-NS.com Яндекс.Метрика